Кодвардс рассказывает про игры для мобильных устройств, которые тренируют внимание и память, интуицию и дедукцию, помогают практическому освоению пространства, стимулируют интерес к решению задач и общению.

Настольные игры-стратегии появились в первой половине XX века, шахматы и их прародитель индийская чатуранга известна человеку с VI века н. э., а за партиями в го китайцы проводили часы еще 3 000 лет назад. Но только в последние 40 лет, благодаря компьютерным технологиям, стало возможно моделировать виртуальные миры и сценарии игр разного уровня сложности, чтобы тренировать на практике внимание и память, дедукцию, интерес к решению задач, интуитивный поиск и ассоциативное мышление, практическое освоение пространства и способность к коммуникации.

Мы собрали несколько увлекательных игр, в которые дети могут играть уже с семи лет, а в одном случае — даже с трёх! И с радостью обнаружили, что, несмотря на условную ограниченность виртуальной реальности экраном устройства, игра задумана так, что обращает детское внимание вовне — на созерцание красоты и разнообразия окружающего мира, изобретательное использование подручных средств и понимание пользы от общения с окружающими.

1. «Машинариум» / Machinarium

«Машинариум» (iOS, Android, также доступен для Mac OS X) — это город роботов, в который хочет вернуться главный герой игры, трогательный робот Джозеф. Запутанный сюжет строится вокруг непростого пути Джозефа в родной город с окраинной свалки, куда он попал по вине злоумышленников. Непростого в прямом смысле, потому что «Машинариум» — классический квест, наполненный заковыристыми задачами, головоломками и взаимодействиями с пространством и персонажами.

Среди мини-игр, открывающих доступ на новые уровни, множество не самых простых задач: угадать последовательность, просчитать шаги, расставить элементы в правильном порядке, задать вопросы стражнику, чтобы открыть дверь, а также шашки (в мире роботов они становятся болтами и гайками), крестики-нолики повышенной сложности и многое другое. По пути Джозеф исследует потайные уголки замысловатых помещений, дергает рычаги, нажимает кнопки, разбирается в механизмах, вступает в контакт со встречающимися персонажами и получает от них разные штуковины, пополняя свою коллекцию инструментов.

Игру отличает выразительная атмосфера и множество детально прорисованных мелочей, так что на каждом уровне нужна внимательность. Честно говоря, в таком множестве объектов и задачек нетрудно растеряться. Поэтому у Джозефа припасена книжка подсказок с рисованными инструкциями по решению. Впрочем, всякий раз, когда потребуется в нее подглядеть, придется… пройти мини-игру. Чтобы игрок не злоупотреблял вызовом подсказок.

Чем полезно: 

Игра содержит много загадок и задач на внимательность, память, логику и смекалку. Стоит обратить внимание на прорисовку персонажей: хотя по сюжету роботы не разговаривают, характер каждого отлично передан в его внешнем виде и движениях. Хороший повод поразмышлять над индивидуальной историей каждого героя и потренироваться в сопереживании.

2. «Сибирь» / Syberia 1-3

«Сибирь» — это почти кругосветное путешествие главной героини по увлекательному и реалистичному игровому миру, насыщенному цветами и деталями, в трёх частях. Первые две части вышли на русском языке на мобильных платформах, третья пока доступна только для ПК и Mac.

Сюжет начинается с того, что молодая юрист Кейт Уолкер прибывает в вымышленный европейский городок Валадилена, чтобы совершить сделку о покупке старой фабрики механических игрушек у обанкротившейся династии инженеров. На месте события принимают неожиданный оборот, и героиня оказывается вовлечена в запутанную историю семьи фабрикантов. Неразрешимые вопросы ведут Кейт через всю Европу на таинственный дальневосточный остров Сибирь, а встречающиеся на пути персонажи и новые сведения о загадочном наследнике династии Гансе только больше запутывают её первоначальный план.

На всем пути героиню преследуют всевозможные загадки, от несложных до таких, над которыми придётся поломать голову. В арсенале игрока, как и положено квесту, обширный инструментарий, где кроме всевозможных орудий находятся ещё и различные документы, к которым можно обратиться во время игры, и даже номер телефона.

Чем полезно: 

Несмотря на запутанный сюжет, действия игрока последовательны и подчинены здравому смыслу. В игре нет места случайным событиям и движениям. На каждом шагу игроку встречаются вызовы и логические задачки. И для каждой из задач тут и там припрятаны подсказки, которые предполагают осмысленное использование. Задачи усложняются по мере продвижения игрока.

Наконец, здесь очень важен элемент коммуникации. Героиня вступает в многочисленные диалоги, которые постепенно по частям собирают общий пазл сюжета. Во время диалога у игрока есть выбор из нескольких вариантов ответов. Выбор заставляет задуматься, поскольку от принятого решения зависит отношение собеседников к персонажу и их готовность помочь ему двигаться дальше.

3. «Саморост 3» / Samorost 3

Игру «Саморост» (также доступна для Мак и ПК) сделала та же команда авторов и художников, что и «Машинариум», а значит, игрока ждёт погружение в самобытную фантазийную реальность. Было бы уместнее назвать её экосистемой, с красивыми пейзажами, неожиданными персонажами и мельчайшими деталями, будто живущими своей жизнью. А также со странными штуковинами и способами их применения. Первые две части квеста выходили в онлайне с большими интервалами, были менее проработаны в деталях и отличались коротким сюжетом. Третья часть взяла всё лучшее от предыдущих: насыщенный игровой мир и главного героя Гнома. И разрабатывалась специально для мобильных устройств.

В начале сюжета на Гнома прямо с неба падает волшебная флейта. Добродушный Гном решает вернуть её владельцу и собирается в путешествие на другую планету. Интересно, что перед нами не футуристический космос, а скорее «осязательный» мир в духе сказки об Алисе в Стране чудес и мультфильма Юрия Норштейна «Ёжик в тумане». К примеру, свой космический корабль Гном строит из гигантского гриба, чугунной ванны и пластиковой бутылки, а найденная флейта становится главным навигатором его путешествия и помощником в решении загадок. Как и в «Машинариуме», в «Саморосте» есть подсказки. И доступ к ним снова охраняет ключ-головоломка.

Чем полезно:

Может показаться странным, но виртуальная реальность побуждает игрока с внимательностью натуралиста изучать причудливый мир вокруг — в поисках решения очередной каверзной задачи потребуется рассматривать насекомых и растения, трогать камешки и палочки. Как и в «Машинариуме», персонажи много коммуницируют, обходясь без слов, вместо них используя визуальные образы и звуки. Звуковое сопровождение стоит отметить отдельно. Над ним поработал академический композитор, поэтому игра очень музыкальна и вместе с визуальной составляющей вызывает приятные эмоции. Прекрасный способ приобщить ребёнка к эстетике — показать этот одновременно рукотворный, искусный и по-своему натуралистичный мир.

4. «Люмино Сити» / Lumino City

Девочка Люми озадачена: её дедушка попросил сделать чаю, и пока она возилась в кухне, куда-то пропал. Героиня отправляется на поиски, и каждый встречный персонаж подкидывает ей задачу, решая которую, она на шаг приближается к разгадке таинственного исчезновения. Взаимодействие с персонажами и решение ребусов с нарастающей сложностью — типичный сценарий для квеста.

Чтобы выяснить, кому и зачем мог понадобиться её дедушка-инженер, Люми поочерёдно вступает в диалоги с горожанами, большинство из которых отзываются с добродушием. Но есть и несколько вредин. Каждый, к кому обращается героиня, объясняется в свойственной только ему манере, так что нужно внимательно вчитываться в диалоги, чтобы понять послание. Как в старой пословице о взаимопомощи: «Язык до Киева доведёт», игра показывает, что стоит по максимуму использовать возможности коммуникации.

Чем полезно:

Мир Люмино Сити наполнен причдливыми декорациями. Яркий, уютный городок создатели игры заботливо собрали буквально вручную из картона, клея, палочек и ниток, затем кропотливо сняли на камеру и анимировали. Представленные в игре задачки на внимательность, память и логику напоминают привычные, «материальные» игрушки, которые можно трогать, вертеть, нажимать на кнопки, дергать за ручки. Игрок постоянно ощущает физические свойства объектов.

Среди задач есть и проявление фотоплёнки с помощью реактивов, и соединение шестерёнок в механизме, и починка электрической схемы, и даже игра на гитаре. Впрочем, дедушка позаботился и на случай затруднений оставил для Люми подсказки. «Ностальгические» приёмы и кажущаяся простота исполнения декораций городка прямо намекают: можно использовать воображение и продолжить приключения Люми в жизни, вооружившись бумагой, ножницами, карандашами и красками.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.