Вы наверняка слышали громкие заявления, что раннее обучение программированию делает с ребёнком что-то потрясающее. Вместо просмотра прикольных видео такой ребёнок пишет программу для предсказания футбольного счёта или сочиняет приложение для удобного поиска скидок. Кодвардс рассказывает, что тут преувеличение, а что правда.

Даже если вашему ребёнку всего семь, основы программирования первым делом научат его такому полезному навыку, как алгоритмическое мышление. Не беда, если вы никогда прежде о нём не слышали. Еще 10-20 лет назад этим умением могли похвастаться лишь учёные. Учёные используют алгоритмическое мышление, когда работают со сложными системами и большими объёмами данных. Сначала они создают упрощённую модель, затем реализуют её на компьютере и наконец анализируют полученный результат.

Мыслить алгоритмически (или вычислительно) значит:

  1. Уметь поставить задачу.
  2. Сформулировать её понятным для компьютера образом.
  3. Придумать эффективный способ её решения.

Этот навык уже широко применяется в нашей жизни: самые сложные вычислительные и аналитические задачи мы всё чаще передаём для решения компьютеру. С помощью алгоритмического мышления многочисленные специалисты ежедневно разрабатывают и поддерживают сайты и мобильные приложения, базы данных и вычислительные системы, которые мы используем для работы, учёбы и в быту.

Как правильно поставить задачу

Понаблюдайте за своим ребёнком: когда он оживляется и действует инициативно, с удовольствием, а когда — из-под палки и откровенно скучает. Скорее всего, скучает и мается он в тех делах, где просто не понимает задачу и зачем ему это нужно.

В школе мы учим детей математике, доходим до начал анализа — физики, химии, биологии, истории, географии, но редко берёмся разъяснить, чем каждый предмет полезен на практике и какой результат от этих знаний ребёнок может получить уже сейчас. Но когда ребёнок вовлечён, например, в игры, он определённо знает, зачем это делает — это приносит ему удовольствие. Ставить чёткие задачи, в том числе познавательные, стоит научить ребёнка как можно раньше.

2. Как сформулировать понятным (для компьютера) способом

Обычно мы заняты целями. И не задумываемся над тем, как мы выполняем некоторую последовательность промежуточных действий. Например, если нам хочется съесть бутерброд, мы открываем холодильник, достаём и режем сыр, хлеб, намазываем маслом, кладём кусочки сверху. Так же мы собираемся на работу, едем привычным маршрутом (здесь перестроиться в крайний ряд, на первом повороте — налево). Это алгоритм.

Как выглядят алгоритмы в обычной жизни:

  • Простой линейный — тот самый бутерброд.
  • Разветвлённый — если сыра в холодильнике не оказалось, берём колбасу.
  • Циклический — сделать пять бутербродов для всей семьи.
  • Комбинированный — на третьем бутерброде закончился сыр, на четвёртом — белый хлеб.

Мы держим задачу в уме и каждый шаг на пути к её решению прописываем в программном коде.

3. Придумать эффективный способ решения

Для выполнения задачи всегда есть несколько вариантов действий. Например, выбор из нескольких маршрутов дороги домой. Но при условии, что самый короткий маршрут в час пик недоступен, а несколько длинных также несут риски потерять время. В программировании мы изобретаем алгоритм решения задачи. То есть мы оцениваем несколько вариантов решения и подбираем наиболее подходящий из всех. А дети на практике приобретают навык аналитического мышления: учатся выделять в нужном результате главное и формулировать это в ясном виде.

Вы наверняка подумали, что это же типичный процесс решения задачи. В математике есть такие, в физике и химии. Но мало кто из детей увлекается их решением. Чем программирование лучше? Программирование увлекает детей, потому что позволяет видеть результат их усилий практически сразу. Между набором последнего символа кода и наглядным результатом работы, когда компьютер сделает то, что вы хотите получить, — всего пара кликов. То, о чём в некоторых дисциплинах мы можем говорить только в теории, в программировании можно проверить и получить результат непосредственно и в явном виде.

Попробуйте построить урок или объяснять материал (даже самый сложный) так, чтобы ребёнок смог сделать с его помощью что-то реальное. Чтобы увлечь ребёнка в процесс решения задачи, достаточно придумать пример из области его интересов. Результат не заставит себя ждать!

Программирование увлекает ребёнка и как процесс, потому что поиск решений в известной степени предполагает творческий подход. А пока посмотрите, как 7-10-летние дети строят робота и управляют его передвижениями с помощью программного кода.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.